Главная страница   >>>  Технология составления расписания
?

АСТРА - Технология составления расписания

 

        После подготовки исходных данных работа составителя расписания сводится к действиям, укрупненная схема которых выглядит следующим образом:

  1. Запуск расчетной процедуры.
  2. Анализ результатов.
  3. Корректировка исходных данных (при необходимости).
  4. Переход на выполнение п.1 и повторение указанных действий до тех пор, пока не будет получен приемлемый вариант расписания.

        Таким образом, процесс составления расписания является итерационным. С каждым шагом итерации пользователь все ближе продвигается к желаемому результату. Всю работу по перебору и поиску наиболее оптимальных вариантов размещения занятий выполняет программа, позволяющая благодаря эффективному алгоритму достичь 100% расстановки занятий в автоматическом режиме. При этом пользователь полностью освобождается от ручной расстановки занятий и занимается только корректировкой исходных данных (в основном - временнЫх требований и ограничений) и оценкой полученных результатов.
        Определить количество шагов итерации в каждом конкретном случае невозможно, тем более, что на первых шагах, как правило, устраняются разного рода ошибки, допущенные при подготовке исходных данных. Количество шагов зависит как от степени удовлетворенности качеством расписания, оцениваемом по различным критериям, так и от количества случаев возникновения конфликтных ситуаций, разрешаемых путем корректировки исходных данных (зачастую противоречивых).
        Способы разрешения конфликтных ситуаций подробно описаны во встроенном руководстве.
        В особо сложных случаях, когда размещение 100% занятий в автоматическом режиме затруднено, а также в случае, если полученное расписание обладает определенными недостатками, пользователь может дорасставить занятия вручную. Для этого в программе имеются удобные средства ручной корректировки расписания, позволяющие произвести все необходимые действия (снятие, вставка, перенос занятий и др.).

        В программе АСТРА процесс составления расписания разбит на два этапа:
        – на первом этапе производится распределение учебной нагрузки по дням недели с учетом заданных критериев оптимизации (см. Параметры распределения занятий) (составляется промежуточное расписание недели, в котором определяются дни проведения занятий, но еще не решается вопрос о часах их проведения);
        – на втором этапе производится расстановка занятий по часам внутри каждого дня недели с учетом требований и ограничений по времени их проведения (составляется окончательное расписание дней).
        Такой подход к решению задачи составления расписания дает возможность пользователю уже на первом этапе четко контролировать и вовремя обеспечивать выполнение ряда важнейших показателей качества расписания (равномерность распределения нагрузки классов и преподавателей, гигиенические требования СЭС и др.).
        Соответственно в программе имеются две расчетные процедуры, для каждой из которых выполняются действия, описанные выше.
        Время работы одной расчетной процедуры варьируется в пределах от нескольких секунд до нескольких минут. Оно зависит от быстродействия компьютера (определяющий фактор), объема исходных данных и сложности условий, заданных для составления расписания.

        Любой вариант расписания (вместе с соответствующими исходными данными), как окончательный, так и полученный на промежуточном шаге итерации, может быть сохранен в архиве или на дискете и в любой момент восстановлен. Таким образом, в случае получения на очередном шаге итерации неудовлетворительного результата, можно легко вернуться к предыдущему промежуточному варианту расписания и продолжить работу над ним другим путем.



На главную страницу